Рейтинг интернет-компаний Казахстана ver.2.0

Журнал Forbes Kazakhstan опубликовал свой "первый рейтинг интернет-компаний страны". Не обсуждая пафосного названия, в стиле "Болтливую партнершу Мухтара Аблязова сдал брошенный муж" попробую рассказать почему рейтинг непрозрачен и однобок.

Заголовок первого рейтинга
В рейтинге представлены 25 компаний из сектора e-commerce, представляющие следующие сегменты:
  • электронная торговля (интернет-магазины, продажа билетов онлайн, продажа услуг и сервисы коллективных покупок);
  • электронные платежи (платежные терминалы / киоски самообслуживания, интернет-эквайринг / процессинг, платежные агрегаторы, электронные кошельки;
  • купонные сервисы

№1. Homebank.kz (АО Казкоммерцбанк) - почему только один игрок из финансового сектора был представлен - это вопрос к объективности рейтинга. Есть как минимум еще 2-3 проекта, которые давно присутствуют на рынке и один игрок, кто активно привлекает и клиентскую базу, и наращивает объем платежей.

e-payment | электронные платежи интернет-банк
валовая выручка - $156 260 479
чистая выручка - $3 353 229
клиентская база - 400 000

№2. Epay.railways.kz (АО НК КТЖ) - это безусловный лидер рынка электронных платежей в силу монопольного положения. Далее цитата из рейтинга: "В 2009 году было продано 3738 билетов, в 2010-м – 26 258, в 2011-м – 128 736". Сам сервис запущен в 2008 году. 

e-trading | электронная торговля продажа билетов
валовая выручка - $91 543 156*
чистая выручка - (?)
клиентская база - 1 300 000 (?)

Что тут может броситься в глаза. Скорее всего, клиентскую базу посчитали за весь период - 1,3 млн. клиентов. Хотя, это скорее всего количество проданных билетов. Или в 2012 году почти 500 000 казахстанцев и туристов купили по два билета для совершения железнодорожного вояжа (туда и обратно). При этом средняя сумма проданного билета равняется 91 USD. Очень спорно и впечатляет! Это значит что посещаемость сайта КТЖ, за 2012 год должна быть как минимум на уровне 500 000 уникальных пользователей. 
P.S. счетчики посещаемости на сайте не активны, по ним можно кликнуть, но нельзя никуда перейти. Надеюсь счетчики не нарисованы в Paint, или нарисованы и меняются хотя бы раз в сезон, как и расписание КТЖ (сарказм). 

№3. Epay.kkb.kz (АО «Казкоммерцбанк»)
e-payment | электронные платежи интернет-банк
валовая выручка - $52 981 021
чистая выручка - $962 377
клиентская база - 755 000

№4. Airastana.com (АО «Эйр Астана») - это отличный результат для авиаперевозчика. Почти 5,6% от оборота за 2012 год принесли интернет-продажи билетов.Клиентская база Air Astana составила 3,24 млн пассажиров (данные из годового отчета)

e-trading | электронная торговля | продажа билетов
валовая выручка - $49 062 218
чистая выручка - (?)
клиентская база - (?)

№5. Lamoda.kz (филиал ООО «Купишуз» в городе Алматы)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $12 000 000*
чистая выручка - $12 000 000*
клиентская база – (?)

Уникальная ситуация - клиенты даром отдают деньги за возможность приобщиться к торговой марке (сарказм). Конечно, нельзя продать на 12 млн USD, и заработать 12 млн USD. Так и вижу картину - редакция Forbes Kazakhstan посыпает голову пеплом, а акционеры Lamoda.kz строго хмурят брови, с вопросом - Почему не были доплачены бонусы за такую эффективную работу? 

Дальше я решил оптом перечислить остальных участников рейтинга, их 9 (девять!) объединенных одним немаловажным признаком - сумма валовой выручки равна сумме чистой выручки :)


№6. Alser.kz (ТОО «Alser Computers»)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $6 600 000*
чистая выручка - $6 600 000*
клиентская база – (?)

№7. Sulpak.kz (ТОО «Арена S»)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $6 438 649
чистая выручка - $6 438 649
клиентская база - 19 245 клиентов

№10. kolesa.kz (ТОО «Колеса»)
digital media & marketing | доски объявлений
валовая выручка - $3 600 000*
чистая выручка - $3 600 000*
клиентская база - (?)

№12. technodom.kz (ТОО «Technodom Operator»)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $2 575 996*
чистая выручка - $2 575 996*
клиентская база - (?)

№13. krisha.kz (ТОО «Колеса»)
digital media & marketing | доски объявлений
валовая выручка - $2 400 000*
чистая выручка - $2 400 000*
клиентская база - (?)

№16. hh.kz (ГК HeadHunter)
прочее | рекрутмент

валовая выручка - $2 000 000*
чистая выручка - $2 000 000*
клиентская база - (?)

№18. flip.kz (ТОО «Flip.kz»)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $1 926 908
чистая выручка - $1 926 908
клиентская база 44 464

№23. Intermarket.kz (ТОО «Интернет-ритейл»)
e-trading | электронная торговля | магазины
валовая выручка - $801 000
чистая выручка - $801 000
клиентская база - (?)

№24. Satu.kz (ООО «УАПРОМ»)
digital media & marketing | доски объявлений

валовая выручка - $700 000
чистая выручка - $700 000
клиентская база - 1 600

см. пункт №5 - объяснение я думаю тут самое простое: и там, и здесь, и тут работает одна команда, обладающая уникальными компетенциями. Честь и хвала рейтингу Forbes Kazakhstan, что помогли и открыли глаза на понимание эффективности (сарказм)

Арманжан Мерекеевич, наверное это такая специальная статья, чтобы организовать мою встречу с Вами (не сарказм). Не верю, чтобы бизнес-издание допускало такие ляпы. Или теперь уже буду верить.


Кстати, к составлению рейтинга приложило руку и агентство PwC. Ну тут без комментариев, не знаю даже к кому и обращаться (тоже не сарказм)

Наиболее полную информацию в рейтинге предоставили о купонных сервисах. Это может говорить сразу о нескольких факторах.
Во-первых, конкуренция на рынке позволяет существовать перечисленным участникам. Скорее всего конкуренция будет расти за клиента и за хорошего партнера, готового предоставлять качественные услуги. 
Во-вторых, использованы многие инструменты привлечения  закупки трафика и последующей работы  с ним. Например, Chocolife.me очень активно использует e-mail рассылку по своей базе данных и является одним из крупнейших в Казнете потребителем этой услуги. Это удешевляет стоимость повторного контакта с клиентом, одновременно повышая доход с клиента.
В-третьих, владельцы купонных сервисов готовы раскрывать свои данные в надежде на скорую оценку и продажу своего бизнеса. Это моё личное предположение, но я думаю в течении календарного года мы станем свидетелями новостей об изменениях в акционерном составе.
Правильнее всего оценивать купонные сервисы по доходу с одного клиента, исходя из выручки и клиентской базы. Поэтому этот показатель я добавил, для оценки эффективности. Лидером по этому критерию стал Chocolife.me, он заработал в 2012 году 6,94 USD с одного клиента. Blizzard.kz, при практически равной клиентской базе с BeSmart.kz существенно меньше зарабатывает на одном своем клиенте, соответственно 3,13 и 5,21 USD   


№8. Chocolife.me (Choco Family)
e-trading | электронная торговля | купонные сервисы
валовая выручка - $6 024 000
чистая выручка - $2 494 333
клиентская база - 359 162
чистый доход с одного клиента - 6,94$

№9. BeSmart.kz (ТОО «БиСмарт»)
e-trading | электронная торговля | купонные сервисы
валовая выручка - $4 708 562
чистая выручка - $1 652 414
клиентская база - 299 713
чистый доход с одного клиента - 5,21$

№15. Blizzard.kz (ТОО «SibiTron»)
e-trading | электронная торговля | купонные сервисы
валовая выручка - $2 011 937
чистая выручка - $938 904
клиентская база - 290 000
чистый доход с одного клиента - 3,13$

№22. Topkupon.kz (ТОО «New Media Production»)
e-trading | электронная торговля | купонные сервисы 
валовая выручка - $907 535*
чистая выручка - $362 149*
клиентская база - 55 500
чистый доход с одного клиента - 6,52$

Остаются еще вопросы с составителям рейтинга:

  1. Почему в рейтинге представлен один банк. Как минимум еще 8 имеют интернет-банкинг и один активно продвигает его.
  2. Подразумевает ли "Рейтинг интернет компаний Казахстана" что компания работает в Казахстане? Или она должна быть родом из Казахстана? Или юридическое лицо, представляющее эту компанию, должно быть зарегистрировано в Казахстане?
  3. Почему портал hh.kz включен в рейтинг, но не включены например социальные сети Одноклассники и VKontakte? Основной сбор денег от физических лиц они осуществляют в сегменте микроплатежей
  4. Почему товарные сети представлены как интернет-магазины и тем более как интернет-компании? Правильнее было бы говорить об освоении еще одного канала коммуникации и продажи своих товаров
  5. С каких пор, поставщики терминалов относятся к сегменту рынка электронной коммерции? Раскройте более подробно их место на рынке. И почему тогда отсутствует лидер этого сегмента.
Не признавая уникальность рейтинга, могу еще раз напомнить про его однобокость и ангажированность. Буду рад вашим вопросам и комментариям :)

С уважением,
непрофесиональный маркетолог Алимжан Бисембаев