Ответ на пост "Летайте самолетами "Air Astana"

Хочу рассказать предысторию. 

В небольшой заметке "Летайте самолетами Ait Astana" я описал ситуацию, в которой и собственные, и находящиеся в лизинге самолеты национального перевозчика зарегистрированы на острове Аруба, бассейн Карибских островов.

Это ответ, размещенный на странице компании Air Astana в социальной сети Facebook. Привожу его дословно, размещен 01.10.2013, около 17:30.

Air Astana, Boeing 757-28A, номер P4-MAS, зарегистрирован на острове Аруба

Начало цитаты:
Дорогие читатели, недавно блогер Алимжан Бисембаев разместил в своем блоге пост о том, почему самолеты «Эйр Астаны» зарегистрированы в Арубе, а не в Казахстане. Вот ссылкаhttp://alimzhan.blogspot.com/2013/09/air-astana-air-aruba.html. Со своей стороны, авиакомпания решила прояснить ситуацию и дать ответы на вопросы, поднятые в этом посте.

Пошлины при таможенном оформлении не зависят от места регистрации самолетов. В противном случае все российские авиакомпании, которые, кстати, тоже, в основном, регистрируют суда на Бермудах или в Ирландии, не добивались бы продления льготного таможенного режима на самолеты. Справочно, ни в одной из стран мира (помимо ТС) нет заградительных таможенных пошлин на самолеты. В США, странах ЕС, Канаде, Бразилии (а это основные страны-производители ВС) таможенная пошлина 0%.

Таким образом, регистрация самолетов за пределами РК не имеет никакой финансовой или налоговой подоплеки. Международный рынок лизинга самолетов очень развит, на нем работают крупные международные лизинговые компании, размещающие заказы на сотни самолетов у производителей. Международные лизингодатели, также как и кредиторы при покупке самолетов авиакомпанией напрямую, прежде всего, заинтересованы в сохранности дорогостоящего актива. Поэтому для них крайне важны два аспекта: 1) какой орган технического регулирования будет осуществлять надзор за поддержанием летной годности самолетов, и 2) каковы юридические риски невозврата самолета лизингодателю или кредитору в случае дефолта со стороны авиакомпании.

Как известно, все казахстанские авиакомпании находятся в так называемом черном списке ЕС, которым запрещены полеты в Европу в связи с недостатками в сфере технического надзора за летной годностью самолетов. Исключение среди коммерческих авиакомпаний Казахстана составляет только «Эйр Астана», в значительной степени, благодаря регистрации самолетов в юрисдикции, осуществляющей технический надзор на уровне европейских стандартов. На практике это означает, что сертифицированные по европейским стандартам инспекторы Арубы регулярно проверяют техническое состояние самолетов, выполнение программы технического обслуживания. Сюда входят: использование сертифицированных запасных частей, наличие у технического персонала соответствующей квалификации и соответствие центра технического обслуживания требуемым стандартам, соблюдение периодичности обслуживания и процедур, обучение и т.д. 

Относительно страновых рисков, большой шаг сделан Казахстаном по ратификации Кейптаунской конвенции, определяющей международные гарантии собственников авиационной техники. Тем не менее, международная практика операционного и финансового лизинга самолетов предусматривает регистрацию самолетов в реестрах третьих стран до выполнения обязательств лизингополучателем или заемщиком .
Регистрация самолетов за пределами РК никак не влияет на налоговые поступления в республиканский бюджет, ведь авиакомпания оплачивает налог на транспорт, который составил 217 млн. тенге за все годы. Напомним, что на создание «Эйр Астаны» государство затратило восемь с половиной миллионов долларов США в 2002 г. Это стоимость одного двигателя на самолет. За 11 лет работы авиакомпания не только расширила парк до 26 единиц, большинство из которых были получены напрямую с конвейера заводов – производителей, но и выплатила в государственный бюджет свыше 297 млн. долларов в виде налогов. Приобретение самолетов в финансовый лизинг происходит полностью за счет собственных и заемных средств, без средств со стороны государственного бюджета. Назовите еще один такой же успешный с точки зрения возврата государственных вложений проект? 
Конец цитаты

Что можно выделить - регистрация на Арубе дает Air Astana возможность проводить технический надзор по европейским стандартам и летать в Европу.

В ответе есть небольшая оговорка. Производить осмотр зарегистрированных на Арубе самолетов - это не значить проводить его там. Авиакомпания проводит данные процедуры в любой стране, где есть сертифицированные центры по обслуживанию ВС

Сертифицированные по нормам ИКАО и завода производителя. Это может быть любая страна, например соседний Китай :) Таким образом даже суда с казахстанской регистрацией будут соответствовать требованиям ЕС, если это делать в правильных местах (а не с правильными номерами). Это раз.

Собственные самолеты, например три последних Embraer ERJ-190LR в Европу не летают, потому что им нужна как минимум одна дозаправка. Значит на них можно (и нужно, по-моему мнению) регистрировать в Казахстане и ставить казахстанские регистрационные номера. Это два.

Выводы можно сделать самим. Если готовы, то поделитесь ими в комментариях. Меня ответ порадовал тем, что ответ есть :)

С уважением,
Алимжан Бисембаев

Я в Fasebook
Я в Twitter

P.S. фотография бонусом, как вы уже поняли я увлекаюсь чуть-чуть авиацией и споттингом
С-17 в аэропорту Алматы