10 военных самолетов-ветеранов

Каждый год журнал Flight International выпускает справочный материал по ВВС стран мира.

На конец 2014 года, на вооружении ВВС всех стран стояло более 52 000 пилотируемых летательных аппаратов. Редакция Flight выбрала 10 наиболее редких, по ее мнению самолетов.

Представляю вашему вниманию этот список.

№1. Grumman F-14A Tomcat. Двухместный реактивный истребитель-перехватчик, с изменяемой геометрией крыла. Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США. Снят с вооружения в 2006 году. Поставлялся на экспорт в Иран.

Фото №1. F-14A Tomcat при заходе на палубу авианосца


Иран был единственной страной, куда экспортировались F-14. Всего было поставлено 79 самолётов. После ирано-иракской войны на Иран было наложено эмбарго по поставку военной техники и запасных частей.

Фото №2. F-14A Tomcat перед дозаправкой в воздухе


Фото №3.



Несмотря на трения с США, Иран продолжает эксплуатировать порядка двух дюжин F-14A, полученных еще до иранской революции в 1979 году.


№2. Rockwell OV-10A Bronco. Американский лёгкий штурмовик, предназначенный для использования в контрпартизанской войне. Стоит на вооружении ВВС Колумбии, Филиппин и Венесуэлы: семь, восемь и пять машин, соответственно. 

Фото №4.  OV-10A Bronco ВВС Германии Luftwaffe


Прозвище самолета - "летающая рама". Еще два OV-10G+ используются силами специального назначения США и три – NASA

Фото №5. На учениях ВВС США



№3. Dornier Do-28D-2 Skyservant. Небольшой очаровательный двухмоторный самолет, предназначенный для использования на небольших ВПП.  Особенностью самолета является сочленение стоек шасси с гондолой двигателя. 

Фото №6. На закате


Фото №7. Dornier Do-28 ВВС Германии Luftwaffe




Используется только в ВВС Анголы – один и ВВС Замбии – пять самолетов.

№4. Short SC.7 Skyvan. Британский лёгкий транспортный самолёт общего назначения. Является одним из редчайших самолетов. Остался только в авиапарке ВВС Гвианы – один и ВВС Омана – три, да и те арабы планируют заменить на три С-295.

Фото №8. Short SC.7 Skyvan ВВС Австрии


Фото №9.  Short SC.7 Skyvan - гражданская версия



№5. Boeing 727 — узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт. Версия для ВВС США носит индекс С-22. На сегодня один из самых редких самолетов. Удивительно, но в 2015 году три 727-х решили приобрести ВВС Афганистана.

Фото №10. На бреющем полете


Самолет используется ВВС Колумбии, Демократической республики Конго, Эквадора и Мексики. Всего "на крыле" 14 самолетов.


№6. North American T-2 Buckeye. Это палубный учебно-тренировочный самолет. Впервые поднялся в воздух в январе 1958 г.,  использовался ВМФ США до 2008 г. 

Фото №11. North American T-2 Buckeye ВВС США



Фото №12. North American T-2 Buckeye ВВС Греции


Сейчас он остался только в ВВС Греции – модификации "С" и "Е"


№7. Scottish Aviation Bulldog. Был создан в 1968 году, как военный учебно-тренировочный вариант самолета Beagle Pup. 

Фото №13. Scottish Aviation Bulldog ВВС Швеции


Фото №14. Учебно-тренировочный полет


Историческая справка: Румыния в 2004 г. для первоначальной подготовки пилотов купила 26 самолетов Sk.61 «Бульдог» Мк. 101. Формально «Бульдоги» не состоят на вооружении ВВС, а являются собственностью гражданской авиакомпании AVIA-Rent Ltd, но на них ведется подготовка военных летчиков.


№8. Hawker Hunter. Британский околозвуковой истребитель-бомбардировщик

Фото №15. На фоне гор Швейцарии


Фото №16. С аэрографией




№9. Atlas Cheetah. Гепард - является глубокой модернизацией французских самолетов Дассо Мираж III. Сейчас обладателем сей редкости являются ВВС Эквадора, где вместе с «Кфирами» их осталось 22. Для сравнения, прародитель – «Мираж» IIIсохранился гораздо лучше: 95 самолетов еще числятся в ВВС Аргентины и Пакистана.

Фото №17. Старый,злой и разукрашенный 


Фото №18.


Фото №19. В сопровождении


Фото №20.



№10. Atlas Impala/Aermacchi MB-326. Многоцелевой штурмовик. Эти самолеты-близнецы итальянского и южноафриканского «разлива» используются только в составе единственных владельцев: ВВС Того с шестью ЕМВ-326 и Камеруна с пятью «Импалами» (приобретенные из состава ВВС ЮАР).

Фото №21. 


Фото №22. В классическом хаки


Фото №23. На тренировке


Использованы фотографии с сайта airlines.com


С уважением,
непрофессиональный маркетолог
Алимжан Бисембаев