На чем может летать Qazaq Air

ФНБ "Самрук-Казына" создал дочернюю компанию Qazaq Air. Задача - создать конкурента и повысить уровень конкуренции на внутреннем рынке.

Ранее неоднократно говорилось, что новая авиакомпания (тогда еще с рабочим названием Air Kazakhstan) будет эксплуатировать самолеты Bombardier Q400 (или Dash 8).


Выбор этого типа самолета очевиден: региональные рейсы, небольшой по вместительности салон, невысокие требования к взлетно-посадочной полосе. Однако, если сравнить основные технические характеристики и цену на ближайших конкурентов, можно выбрать более перспективные самолеты.

Это ATR 72-200


Embraer 175


Embraer 190


и Sukhoi SuperJet 100-95B


Сравнительная таблица основных характеристик

Хактеристики
Bombardier 
Q400 NextGen
ATR
72-200
Embraer
SuperJet
100-95B
175
190
Пассажировместимость
70
74
78
98
98
Взлётная масса, max
29 257 кг
22 000 кг
36 600 кг
51 800 кг
49 450 кг
Крейсерская скорость
667 км/час
520 км/час
870
890
830 км/час
Практическая дальность
2 522 км
1 324 км
3 900 км
4 260 км
3 048 км
Длина разбега
1 402 м
1 223 м
1 680 м
1 950 м
1 731 м
Практический потолок
8 230 м
7 620 м
12 000 м
12 500 м
12 200 м
Каталожная цена, млн USD
30,0
19,39
23,4
42,6
33,5
Стандартная скидка
8%
5%
10%
15%
15%

Выбрали "золотую середину", процесс выбора не был публичным. На мой взгляд, новой авиакомпании Qazaq Air необходим или Embraer 190, или Sukhoi SuperJet 100-95B.

Преимущества покупки Embraer 175/190: тип самолета освоен, в Казахстане есть подготовленные пилоты и инженерные кадры. Есть налаженная логистика и опыт эксплуатации. Самая большая дальность полета. В перспективе это дает широкий охват межгосударственных рейсов. Минус - высокая цена у модели 190, по сравнению с другими самолетами. У модели 175 цена отличная.

Преимущества покупки Sukhoi SuperJet 100-95B: производитель самолета "под боком", опыт эксплуатации наработан. Есть лояльность производителя к нам и его государственная поддержка. У Казахстана есть опыт получения хороших скидок при покупке российской техники (вспомните покупку Су-30 СМ). Минус - дальность на четверть ниже, чем у предыдущего самолета. Но с запасом для совершения трансграничных рейсов.

Мое мнение: покупка самолета Bombardier Q400 - это шаг назад. Выгод и преимуществ Qazaq Air не получит. Есть проблемы с подготовкой и набором кадров, их обучением. Самолеты не обладают потенциалом, с точки зрения будущего авиакомпании. По имеющейся информации, первые полгода рейсы буду совершаться в "мокром лизинге" - в аренде будет не только самолет, но и экипаж. Комитет гражданской авиации, за использование такой схемы, по опыту прошлых лет, лишал возможности летать. Покупка Embraer 190 вызовет вопросы - зачем надо было плодить конкурента, равного Air Astana. Поэтому наиболее привлекательна покупка самолета Sukhoi SuperJet 100-95B.

Время покажет, какое решение будет принято. По информации СМИ, первые рейсы начнутся с 20 июля. 

С уважением,
непрофессиональный маркетолог
Бисембаев Алимжан