Может ли национальный перевозчик Air Astana пользоваться схемами налоговой оптимизации? Не могу сказать да, поэтому предлагаю обсудить
Начну с небольшого экскурса. По данным авиационного сайта www.planespotters.net авиакомпания эксплуатирует 26 самолетов, 6 типов:
- Airbus A319 - 1 шт.
- Airbus A320 - 7 шт.
- Airbus A321 - 4 шт.
- Boeing 757 - 5 шт.
- Boeing 767 - 2 шт.
- Embraer ERJ-190 - 7 шт.
Air Astana, Boeing 757-2G5 (WL) |
Не все эти самолеты принадлежат Air Astana.
Во-первых, это дорого.
Во-первых, это дорого.
Во-вторых, экономически нецелесообразно.
В-третьих, до последнего времени, а именно до вступления Казахстана в Таможенный Союз, все самолеты приобретались в операционный лизинг и маштабных планов по покупке новой техники не было.
Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана заставил национального перевозчика Air Astana задуматься о покупке собственных бортов. Потому что, до 1 января 2014 года все завезенные суда облагались ввозной пошлиной по нулевой ставке и НДС с них авиакомпания не уплачивает.
Справка: при ввозе автомобиля в Казахстан, вы платите НДС 12% и таможенную пошлину (кажется 20%, плюс-минус разница на объем двигателя)
Справка: при ввозе автомобиля в Казахстан, вы платите НДС 12% и таможенную пошлину (кажется 20%, плюс-минус разница на объем двигателя)
Если вы думаете, что все самолеты, которыми владеет как перевозчик Air Astana казахстанские, вас вводят в заблуждение. Как и многие. Чуть-чуть сухой статистики можно скачать здесь.
В эксплуатации национального перевозчика Air Astana 26 самолетов, из них 18 штук в операционном лизинге и 8 единиц в собственности. Все самолеты зарегистрированы на острове Аруба, в бассейне Карибского моря. Не в Казахстане, об этом говорят первые два символа в регистрационном номере самолета, в данном случае P4. Все самолеты, зарегистрированные там, имеют номер от P4-AAA до P4-ZZZ.
Аруба входит в состав Нидерландских Антильских островов. Это небольшая оффшорная зона, которая позволяет сокращать налоговые издержки и сохранять анонимность настоящих владельцев компании.
Справка: самолеты, зарегистрированные в Казахстане, должны иметь номер от UP-AAA01 до UP-ZZZ99. Например, вот этот самолет, снимок сделан в аэропорту Алматы
Airbus A330, UP-A3001 |
Во-первых, если до 1 января 2014 года при ввозе в Казахстан с них не уплачивается ни тенге сборов и налогов, зачем такая налоговая оптимизация, которая не дает выгод компании?
Во-вторых, компания со статусом национального перевозчика имеет ли право использовать налоговые схемы для оптимизации выплат республиканскому бюджету? Представьте, что Атырауский НПЗ зарегистрирован в оффшорной зоне, чтобы меньше платить налогов. Представили как это "правильно"?
Можно регистрировать лизинговые самолеты в оффшорной зоне, наверняка это требование лизингодателя. Но 8 собственных самолетов также зарегистрированы там же. Зачем?
Это третий вопрос - почему эти борта не могут получить казахстанскую прописку, если они "de facto" и "de jure" собственность казахстанской компании?
Интересно было бы получить ответы на эти вопросы, тем более что Air Astana является прибыльной компанией, достаточно посмотреть на ее отчетность. По итогам первого полугодия на счетах компании находилось свыше 270 млн долларов США.
И еще одна, свежая новость - с 1 января 2014 года ожидается подорожание авиабилетов казахстанских компаний на 20%. Основной аргумент - отмена нулевой ввозной пошлины, однако она распространяется на самолеты, ввозимые с 1 января 2014 года. Теперь вы знаете, что эта мера не распространяется на уже ввезенные 26 самолетов Air Astana.
Интересно, будет ли теперь повышение цен и какую аргументацию мы услышим от национального перевозчика.
P.S. кстати, так как все суда зарегистрированы на Арубе, возможно Air Astana может (или должна?) на своих рейсах использовать помимо казахского и русского языков, нидерландский и папьяменто (креольская смесь испанского и португальского языков). Ведь эти языки являются государственными в порту приписки на Арубе :)
Алимжан Бисембаев
Я в Fasebook
Я в Twitter
Комментариев нет :
Отправить комментарий